13.03.2016

Григорий Флакс: «Частный бизнес хочет работать, оказывать медицинские услуги, но ему не дают этого делать»


В Общественной палате при Правительстве РФ прошел круглый стол «Социальное предпринимательство как механизм решения проблем доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения». Заместитель руководителя проекта «Ресурсный центр поддержки социального предпринимательства» по медицинским вопросам и восстановительной медицине, академик РАМТН РФ, доктор медицинских наук, профессор Григорий Флакс рассказал о возможностях негосударственного сектора в снижении социальной нагрузки на государство в сфере оказания бесплатных медицинских услуг.


Реформы и ГЧП


По мнению эксперта, в настоящее время перед российским здравоохранением стоят очень серьезные задачи. Сегодня в России проходят очень болезненные реформы. Представители врачебного сообщества несут большие моральные и материальные издержки, не говоря о пациентах, которыми являются все без исключения российские граждане.

«Сегодня люди записываются в очереди к узкому специалисту на полгода вперед, не зная, дойдут ли они до него или нет, — отметил Григорий Флакс. — Пенсионеры ездят в поликлинику на такси на последние деньги, потому что поликлиника теперь далеко. Негде лечиться социально незащищенным группам граждан. Об оказании медицинской помощи инвалидам сегодня вообще никто не говорит…».


При этом в Москве в массовом порядке закрывают государственные больницы, и никто не знает, что с ними будет — хосписы, центры социальной реабилитации инвалидов, или их просто продадут с молотка.


«Как их использовать — никто не знает, поскольку их боятся отдавать в концессию частному бизнесу, боятся развивать ГЧП, — считает Григорий Флакс. — В Москве нет даже пилотных проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении, о которых можно было бы рассказать. Возможно, в конце года мы увидим информацию, что что-то кому-то передают в концессию, а через некоторое время мы увидим письмо Счетной палаты, что условия концессии впоследствии незаконно изменены».


Зато есть примеры создания медицинских центров частными инвесторами, зарубежными компаниями, которые работают в своем бизнесе. Таким образом, есть частный бизнес, есть государственное здравоохранение, и есть социальное здравоохранение. И все они фактически разрозненны.


Тарифы ОМС

«Безусловно, реформы здравоохранения нужны, но в Швеции они проводились за 10 лет, а у нас — за полгода, — отметил Григорий Флакс. — И эти перемены с каждым днем будут все больше и больше касаться всех и каждого, если не направить реформы в правильное русло». По мнению эксперта, необходимо передать определенное количество граждан, обслуживающихся по программе ОМС, из государственных медучреждений в частные, сохранив за ними подушевое финансирование. Пусть государство платит частной клинике по 18 000 рублей в год за каждого прикрепленного пациента, которые оно платит государственным медучреждениям через десятки посредников (страховые компании), так что до поликлиник доходит лишь половина этих денег.


«Сегодня тарифы ОМС, которые государство предлагает частным центрам, просто смешные, поэтому частные центры не работают по тарифам ОМС, — заявил Григорий Флакс. — В результате получается замкнутый круг. Частный бизнес хочет работать, помогать, оказывать медицинские услуги, но ему не дают этого делать».


«Доктор рядом»

Эксперт подверг критике программу «Доктор рядом», считая, что сама по себе идея хорошая, но это не решение проблемы даже в Москве, не говоря уже о стране.

«Когда пять лет назад появилась программа «Доктор рядом», я пытался выяснить в Департаменте здравоохранения Москвы, зачем я должен выделять 80 кв.м на терапевта, зачем я должен участвовать в конкурсах, когда у меня 10 лет работает клиника, и при этом не дают подушевого финансирования, — рассказывает Григорий Флакс. — Мне ответили, что Департамент здравоохранения работает с Департаментом имущества, и таковы правила программы».

По мнению эксперта, это нелогично. Если кто-то уже работает и готов оказывать нормальные медицинские услуги, почему ему в этом отказывают? Если есть учреждение, которое готово оказывать медицинскую помощь, зачем надо строить новое? Тем более что бюджет не резиновый. На сегодняшний день его просто нет. Здравый смысл подсказывает, что надо использовать то, что есть.

Если в стране есть организации, способные оказывать населению первичную, амбулаторную, госпитальную, реабилитационную, медико-социальную помощь, то надо предоставлять им такие возможности. Иначе получается, что мы делаем клиники для бедных и богатых. Ни в одной стране мира такого нет. Доступность должна быть одинаковая для всех. Вопрос только в том, кто платит за этого пациента — он сам, родственники или государство.

«Недавно я столкнулся с проблемой госпитализации, — рассказывает Григорий Флакс. — Скорая помощь говорит: «Мы повезем!», имея в виду государственную медицину. Но что будет дальше с этим пациентом, кто им будет заниматься? Сегодня в московских стационарах половина отделений на ремонте, половина — недоукомплектованы… Частные клиники предлагают: «Внесите предоплату 500 тысяч рублей, тогда мы возьмем этого пациента». Трудоустройство уволенных

По мнению эксперта, еще один очень важный вопрос — трудоустройство людей, которые уволены или будут уволены в связи с сокращением здравоохранения.

«Мы в частном бизнесе готовы предоставить рабочие места этим людям, — заявил Григорий Флакс. — Мы дали заявки. Но прошло два месяца, и к нам обратился только один врач с биржи труда, который просил поставить печать, что он нам не подходит, потому что ему по каким-то причинам выгоднее находится на бирже труда».

Эксперт полагает, что если бы система работала в комплексе, то профессиональные кадры, которые обучаются годами и десятилетиями, не были бы брошены на произвол судьбы, а могли найти себе применение в том же РЖД, в той же частной клинике, в той же системе военной медицины, где есть потребность в медицинском персонале.


«Если больница готовится к сокращению, а персонал — к увольнению, почему не пригласить представителей всех структур, которые находятся в этом округе, и не спросить: «А нужен ли вам этот врач? — размышляет Григорий Флакс. — Может быть, этот врач с удовольствием пойдет на лучшие условия и будет дальше развиваться профессионально».


По мнению эксперта, тот безответственный подход, который демонстрируется сегодня, не только лишает нормальной работы профессионалов, посвятивших медицине всю свою жизнь, но и полностью дискредитирует российскую школу здравоохранения, демотивирует людей получать профессию врача и, в конечном итоге, разрушает саму систему здравоохранения. Это страшная ситуация, которую надо срочно разруливать. Центр поддержки


«Сегодня в нашей стране есть чиновники, которые принимают решения, и есть профессиональные ассоциации, к мнению которых эти чиновники не прислушиваются, — констатировал Григорий Флакс. — Поскольку мы являемся учредителями Ассоциации частных клиник, наша главная задача состоит в том, чтобы нас услышали. Поскольку медицина и здравоохранение являются социальным предпринимательством, возникла идея создания Ресурсного центра поддержки социального предпринимательства. Может быть, на этом уровне нас все-таки услышат…».


Автор: Светлана Белостоцкая